← Назад

Биография

Виктор Петрович Вологдин

Родился 27 июля 1883 года в поселке Кувинского завода Пермской губернии.

В 1894 году, будучи учеником реального училища, посетил знаменитый электросварочный цех («электролитейную фабрику») Н.Г. Славянова на Пермских пушечных заводах, что определило сферу его будущих научных интересов.

В 1902 году поступил в Морское инженерное училище Императора Николая I  в Кронштадте, где достиг больших успехов и был произведен в чин фельдфебеля. Однако в 1906 году вместе с 10 соучениками выразил солидарность с участниками революционного движения и приказом Морского министра И.К. Григоровича уволен из училища.

В 1906 году поступил в Политехнический институт в Петербурге на электромеханическое отделение и после окончания его, был оставлен преподавателем на механическом факультете.

В 1911 году  для ознакомления с постановкой турбостроения выезжал в Германию Францию, Швейцарию. В декабре 1914 года по приказу министра Григоровича переведён в Морское ведомство, на должность старшего производителя работ в чертёжной Главного управления кораблестроения. Одновременно преподавал в Петроградском институте путей сообщения и на кораблестроительном отделении Политехнического института

Революция 1917 года застала его в Пермской губернии, где он составлял проект электрификации Воткинска. Принял активное участие в Ижевско-Воткинском восстании против большевиков, которое началось там в августе 1918 года. По некоторым сведениям под его руководством был срочно построен наплавной мост через Каму, по которому Ижевская Народная армия повстанцев отступила за Каму от наступавших красных войск и присоединилась к армии Колчака. Вероятно, он командовал флотом белых на Каме, который был сожжён в устье Чусовой при отступлении колчаковцев из Перми (1 июля 1919 года). 20 июня 1919 приказом А.В. Колчака был произведён в чин «инженер-механика капитана 2 ранга», а затем в августе 1919 г. был награждён  орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом "За мужество и храбрость, оказанные в борьбе с большевиками". Позднее был награждён также орденом Св. Станислава 3-й степени.  В этом периоде жизни Виктора Петровича пытался разобраться его внук Валерий Геннадьевич Шевченко, написавший о нём замечательную книгу.

С ноября 1919 Виктор Петрович — представитель Морского ведомства и директор правления «Дальзавода» во Владивостоке.

В 1920 году начал исследовать вопросы применения электросварки для ремонта судов, избран профессором Дальневосточного университета (ГДУ) во Владивостоке.

В 1925 году создал первую в СССР научно-исследовательскую лабораторию газовой и электрической сварки в ГДУ.

В 1925 году назначен ректором ГДУ и находился на этой должности до 1928 года.

В 1926 году на Дальзаводе организовал сварочное производство паровых котлов].

6 июня 1927 года Вологдин составил краткую рукописную записку «Применение электрической дуговой сварки при постройке мостов и крупных железных конструкций».

В 1928 году он спроектировал и построил цельносварной Казанский мост на полуострове Шкота во Владивостоке. Четыре сварщика сварили мост с пролётом 25 м всего за 20 дней, сэкономив 25% металла по сравнению с клёпаной конструкцией. В 1929–1931 годах построил ещё два цельносварных моста, в том числе мост тяжёлого типа с пролётом 36,6 м и общим весом около 300 т.

Кроме того, он применил сварку для изготовления металлических топливных резервуаров, а 4 ноября 1930 года построил первое в СССР цельносварное судно — буксирный катер серии «Ж» (ЖС-6).

Большое внимание уделял подготовке квалифицированных инженеров-сварщиков. Организовал кафедру сварки в ГДУ. Он же разработал первый учебный план, систему обозначений на сварочных соединений на чертежах, государственные стандарты на электроды, контроль качества сварки и впервые начал читать курс сварки. После того, как в 1930 году ГДУ был разделён на несколько институтов, работал в Дальневосточном политехническом институте (ДВПИ). В 1930 году состоялся первый выпуск факультета сварки ДВПИ (три инженера-механика сварочной специальности).

В 1932–1933 годах — директор Владивостокского института техники АН СССР.

В.П. Вологдин приложил огромные усилия для внедрения электросварки в практику судостроения. До 1933 года он сделал более 130 докладов о сварке в Госплане, на судостроительных заводах, на Всесоюзном съезде сварщиков. Только после гибели парохода «Челюскин» и аварий других судов в Арктике ненадёжность клёпаных соединений стала очевидной. Сварка стала широко применяться на судостроительных предприятиях, обеспечив большую прочность, меньшую массу и меньшую трудоёмкость строительства судов.

В 1933 году Вологдин переехал в Ленинград[, где был назначен руководителем сварочной группы технического отдела Главморпрома.

В 1934 году избран профессором Ленинградского кораблестроительного института. Одновременно в 1933–1934 годах работает профессором электросварочного института, консультирует строителей крупнейших новостроек СССР (Адмиралтейский и Балтийский судостроительные заводы, Кировский завод, Днепрогесс).

В 1935 году в Ленинграде построил первый полусварной морской пароход «Седов». Под влиянием Вологдина на ряде заводов началась постройка сварных доков, теплоходов для Каспийского моря и других цельносварных судов.

К началу Великой Отечественной войны сварка в судостроении почти полностью вытеснила клёпку. В 1939 году клёпка для изготовления речных судов была запрещена постановлением правительства. В годы войны все корпуса строящихся судов, как и их ремонт, выполнялись только с помощью электросварки.

С 1934 по 1949 год Вологдин работал заведующим кафедрой сварки Ленинградского кораблестроительного института.

Перед университетом,  установлен бюст Виктора Петровича , его именем названа одна из улиц (Проезд имени профессора Вологдина).

В последние годы жизни (1946-1950 годы) руководил постройкой цельносварных кораблей и судов на заводах Ленинграда, занимался научной и педагогической деятельностью

Виктор Петрович умер в ночь на 14 октября 1950 года. Похоронен на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Его имя было присвоено кафедре сварки судовых конструкций Ленинградского кораблестроительного института.  На аллее славы ДВГТУ во Владивостоке установлен бюст Виктора Петровича работы скульптора Э.В. Барсегова.

Он награждён орденом Трудового Красного Знамени и его именем назван корабль-контейнеровоз «PROFESSOR VIKTOR VOLOGDIN».